Советские экспедиции в Океанию 1971 и 1977 гг.
Этнографические исследования в регионе после векового перерыва
Полевые работы советских этнографов на островах Океании в 70-х гг. прошлого столетия стали новым этапом в развитии отечественной этноокеанистики. Собранный в ходе экспедиций богатый этнографический материал помог по-новому взглянуть на ряд научных вопросов.
В конце XIX–начале XX в. экспедиции русских ученых в Океанию прекратились. Но уже в середине 1920-х гг. в СССР стали разрабатываться планы по продолжению научных исследований народов Океании. Однако из-за политических проблем, а затем начавшейся Великой Отечественной войны все работы в этом направлении были прекращены. Только в первые послевоенные годы поступившее в распоряжение АН СССР судно «Витязь» стало совершать регулярные рейсы в Тихий океан, сначала в северные широты, а затем и в южные. Но эти экспедиционные рейсы носили преимущественно океанологический характер. Тем не менее «Витязь» дважды посещал Берег Маклая. Первый раз, в апреле 1966 г., он простоял в Маданге пять суток для заправки топливом, питьевой водой и провиантом. В декабре 1970 г. «Витязь» снова посетил Берег Маклая и зашел на несколько часов в бухту Константина, неподалеку от которой расположена деревня Бонгу, которую трижды посетил Н. Н. Миклухо-Маклай. На мысе Гарагасси участники экспедиции установили обелиск, посвященный пребыванию в этих краях знаменитого путешественника. Уже на следующий год советские этнографы вновь оказались на Берегу Маклая, да и в других районах Океании.
Шестой рейс научно-исследовательского судна «Дмитрий Менделеев» в 1971 г. был посвящен двойной годовщине: столетию со дня первой высадки в Бонгу Н. Н. Миклухо-Маклая и 125-летию со дня его рождения. Этнографический отряд экспедиции состоял из восьми ученых: Д. Д. Тумаркин (начальник отряда), В. Н. Басилов, Н. А. Бутинов, М. В. Крюков, Н. М. Гиренко, О. М. Павловский, Б. Н. Путилов, И. М. Меликсетова. Кроме того, к отряду были прикомандированы кинодокументалисты В. Г. Рыклин и А. Н. Попов. Капитаном корабля был М. В. Соболевский, а начальником экспедиции – океанолог А. А. Аксенов.
Экспедиция покинула Владивосток 17 июня 1971 г. и направилась в южные широты. 27 июня судно зашло на четыре дня в Сингапур, а затем взяло курс к берегам Новой Гвинеи. 8 июля «Дмитрий Менделеев» зашел в Маданг, а 9 июля бросил якорь в заливе Константина. Этнографический отряд был высажен на берег для полевых работ в деревне Бонгу, но другим участникам экспедиции и членам экипажа судна было запрещено без особого разрешения посещать деревню, дабы не мешать работе этнографов.
В ходе четырехдневной полевой работы советские ученые установили, что бонгуанцы сохранили многие основные черты своей самобытной культуры, а элементы западной культуры были наложены на традиционный уклад жизни. Так, основой хозяйства оставались подсечно-огневое земледелие и рыболовство. Прежними были земледельческие орудия труда (деревянный кол – саб и деревянная лопатка – удья саб), широко распространены циновки из пальмовых листьев, посуда из дерева и скорлупы кокоса, а также глиняные горшки, которые, как и при Маклае, бонгуанцы приобретали в прибрежной деревне Били-Били. На рыбную ловлю жители Бонгу выходили в традиционных лодках-долбленках с аутригером, но при этом использовали железные рыболовные крючки, а наконечники бамбуковых острог изготовляли из гвоздей. Также в широком употреблении были металлические топоры, пилы и ножи, одежда европейского покроя из покупных тканей, использовались керосиновые лампы (когда были в наличии деньги на керосин). Староста деревни располагал транзисторным приемником. Основным источником денежных поступлений была продажа австралийским скупщикам копры. Христианство было принято бонгуанцами только поверхностно и причудливо переплеталось с традиционными верованиями; встречались в деревне и адепты одного из культов карго. Память о Маклае жила в сознании всех поколений бонгуанцев, так как предания о нем стали важной частью местного фольклора и религиозных воззрений. В последний день пребывания этнографов в деревне папуасы устроили в их честь грандиозный праздник с песнями, танцами и пантомимами. На это мероприятие прибыли все участники экспедиции и члены экипажа.
После Берега Маклая экспедиция посетила микронезийский остров Науру, а затем направилась к архипелагу Вануату. На о-ве Эфате члены экспедиции встретились с известным художником русского происхождения Н. Н. Мишутушкиным и его компаньоном, полинезийским художником А. Пилиоко. После Вануату «Дмитрий Менделеев» посетил Сидней, а затем Новую Каледонию, о-ва Фиджи, Самоа, Тувалу и Кирибати. На обратном пути судно зашло в Токио, а 13 октября прибыло во Владивосток. Вся экспедиция длилась почти четыре месяца. Советскими этнографами был собран богатый материал по культурам и обычаям различных архипелагов и островов Океании. Результаты этих исследований были изложены в многочисленных статьях, опубликованных в научных журналах. В 1975 г. вышла коллективная монография «На Берегу Маклая», посвященная хозяйственному укладу, материальной культуре, языкам, антропологическому типу жителей деревни Бонгу.
В 1977 г. состоялся XVIII экспедиционный рейс судна «Дмитрий Менделеев» в Океанию. На этот раз этнографический отряд включал пятерых членов: Д. Д. Тумаркин (начальник отряда), В. Н. Басилов, И. М. Меликсетова, Е. Н. Кальщиков, В. Н. Шамшуров. Как и в предыдущий раз, к отряду были присоединены кинодокументалисты В. Г. Рыклин и А. Н. Попов. Кроме того, были включены художники М. Л. Плахова и Б. В. Алексеев (супружеская пара). Капитаном судна был А. С. Свитайло, а начальником экспедиции гидробиолог Л. А. Пономарева.
Перед тем как попасть на Берег Маклая, экспедиция посетила город Порт-Морсби – столицу Папуа – Новой Гвинеи, государства, получившего независимость в 1975 г. Затем «Дмитрий Менделеев» направился к заливу Астролябия, по пути побывав на о-вах Тробриан, Новая Британия, Новая Ирландия, Лавонгай, Адмиралтейства, Хермит и др.
11 февраля судно подошло к Мадангу, где простояло два дня для заправки топливом, питьевой водой и провизией. 13 февраля экспедиция высадилась на берегу бухты Константина и направилась в Бонгу. Советские этнографы на этот раз провели в деревне пять дней, проводя полевые работы по разным направлениям.
В процессе исследований выявилось значительное углубление имущественной дифференциации среди бонгуанцев по сравнению с 1971 г. В сфере сельского хозяйства Д. Д. Тумаркин зафиксировал очень важный элемент – сеть оросительных каналов, проходящих между огородными участками. По этим канавам дождевая вода, стекая по склону холма, скапливалась в небольшом пруду. Бонгуанцы сообщили, что эти оросительные каналы существуют здесь с незапамятных времен. Об этой примитивной ирригационной системе, не характерной для жителей северо-восточной части Новой Гвинеи, нет никаких упоминаний у Миклухо-Маклая, а в 1971 г. советские ученые ее не обнаружили, так как не осматривали огороды. Обследование 10 жилых домов показало, что у жителей Бонгу появилось больше покупных вещей – одежды, посуды и др. В быту широко использовались электрические фонарики, насчитывалось более десятка портативных радиоприемников.
С их помощью бонгуанцы стали регулярно слушать новости, передаваемые из столицы Порт-Морсби на языке ток-писин, познавательные передачи, разнообразную музыку – от традиционных океанийских песен и мелодий до современных западных, таких как джаз и хард-рок. Но при этом бонгуанцы продолжали широко применять традиционные деревянные и бамбуковые сосуды, глиняные горшки и циновки из пальмовых листьев. Дома сохранили прежнюю форму и строились исключительно из местных материалов. Следует отметить, что в конце XIX в. в результате земельных экспроприаций немецкими колониальными властями жители деревень Горенду и Гумбу были вынуждены переселиться в деревню Бонгу, и во время работы советских экспедиций эта деревня по-прежнему оставалась единственным поселением для этнической группы бонгу (деревни Горенду и Гумбу, а также маленькая деревня Илег были вновь построены и заселены только в 1990-х гг.). Кроме того, за шесть прошедших лет память о Н. Н. Миклухо-Маклае не только не ослабла, но и приобрела новые формы. В последний день пребывания этнографов в деревне, бонгуанцы снова устроили для всех членов экспедиции большой праздник с песнями, танцами и пантомимами.
Покинув Бонгу, «Дмитрий Менделеев» направился к городу Лаэ – столице провинции Моробе. Здесь судно простояло два дня, так как ожидалось прибытие группы советских геологов и ботаников, которые из Бонгу отправились в горы с местными проводниками для того, чтобы по горному ущелью выйти затем к морю в окрестностях Лаэ. Группа успешно совершила эту научную экскурсию и в назначенное время прибыла в Лаэ с интересными образцами растений и горных пород. Покинув Папуа – Новую Гвинею, судно зашло в Брисбен, а затем направилось к о-вам Фиджи и Тонга. На о-вах Тонга состоялась знаменательная встреча членов советской экспедиции с тонганским королем Тауфаахау Тупоу IV (1918–2006). У него было интересное хобби – коллекционирование русских балалаек. Зная об этом, начальник этнографического отряда Д. Д. Тумаркин приобрел в Москве концертную балалайку и во время аудиенции у тонганского короля вручил ему красивый подарок, которым тот остался доволен. Во время встречи Тауфаахау Тупоу IV сказал советским гостям, что мечтает посетить СССР и пересечь всю страну по Транссибирской железнодорожной магистрали, побывать в Москве и Ленинграде. Также он рассказал, что читал в английском переводе произведения русских классиков, особенно ему понравились рассказы Чехова. После посещения архипелага Тонга «Дмитрий Менделеев» взял курс на Владивосток. По пути был совершен заход в Сингапур для дозаправки топливом. Научные результаты этой экспедиции также были очень важными. Ученые-этнографы опубликовали много статей по различным культурным аспектам, касающихся посещенных ими островов.
Список литературы
Бутинов Н. А. Путь к Берегу Маклая. Хабаровск, 1975.
Крюков В. М. Этот таинственный остров Эроманга. М., 1989.
Меликсетова И. М. Встреча с Океанией 70-х годов. М., 1976.
На Берегу Маклая (Этнографические очерки). М., 1975.