Первое русское кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803–1806 гг.)

Это плавание ознаменовало выход российского флота в открытый океан и положило начало российским научным исследованиям и открытиям на просторах мирового океана. Целью экспедиции было связать морским путем Русскую Америку с портами Балтики. В Полинезии русские мореплаватели посетили о-ва Пасхи, Нуку-Хива (в северной части Маркизских о-вов) и Гавайские, где были собраны ценные этнографические сведения о коренных жителях этих мест. Огромное значение имели океанографические работы, проведенные в Тихом океане.

 

На стыке XVIII–XIX вв. началось активное исследование южной части Тихого океана ведущими западными державами – прежде всего Англией и Францией, конкурировавшими за сферы влияния не только на суше, но и на море. Эти государства впервые в истории организовали кругосветные экспедиции с исключительно научными целями. Ради географических, гидрографических, климатических и прочих исследований в плавание к островам Тихого океана Францией была отправлена экспедиция под руководством Луи Антуана де Бугенвиля, который первым из французов обогнул земной шар в 1766–1769 гг., а спустя два года из Англии стартовал Джеймс Кук, который совершил три кругосветных экспедиции в период с 1768 по 1779 г. Эти два капитана открыли, исследовали и нанесли на карты бо́льшую часть островов Океании.

В начале XIX в. Россия организовала первую научную кругосветную экспедицию (1803–1806 гг.) под командованием двух капитанов – Ивана Федоровича Крузенштерна на судне «Надежда» и Юрия Федоровича Лисянского на корабле «Нева», с целью проложить морской торговый путь между Русской Америкой – владениями Российской империи на Аляске, Алеутских островах, тихоокеанском побережье Северной Америки и др., и Кантоном (совр. Гуанчжоу, третий по значению город в Китае после Шанхая и Пекина) ради сбыта ценнейшего товара – меха каланов (морских выдр). Шкурки, пользовавшиеся в Китае огромным спросом, добывались в Русской Америке и переправлялись в страну сухопутным путем из Охотска (ныне поселок в Хабаровском крае) через граничащий с Китаем город Кяхта (ныне районный центр в Республике Бурятия). Путь по суше порой мог занимать два года, в то время как морской маршрут сократил бы время доставки товара до 4-х месяцев, что было бы очень выгодно для российской казны.

Копия портрета адмирала И.Ф. Крузенштерна (1770-1846 гг.). Автор: неизвестный художник, XIX в. Хранится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, инвентарный номер: №ЭРЖ-10.
Копия портрета морского офицера и исследователя Ю.Ф. Лисянского (1773-1837 гг.). Автор: Владимир Лукич Боровиковский, 1810 г. Хранится в Центральном военно-морском музее, Санкт-Петербург.

Однако намеченных торговых целей достичь не удалось из-за высокой конкуренции с европейскими и американскими торговцами, уже плотно занявшими нишу сбыта североамериканской пушнины в Китае.

Также неудачной оказалась попытка установить политические отношения с Японией: на корабле «Надежда» был отправлен первый официальный посол России в Японии Николай Петрович Резанов, но из-за политики жесткого изоляционизма, которую Япония вела в те годы, его посольство оказалось неуспешным.

В первом российском кругосветном плавании приняли участие начальник экспедиции и капитан шлюпа «Надежда» И. Ф. Крузенштерн; капитан шлюпа «Нева» Ю. Ф. Лисянский; старший лейтенант (будущий адмирал) М. И. Ратманов; мичман Ф. Ф. Беллинсгаузен, который в 1820 г. откроет Антарктиду; будущий руководитель двух кругосветных плаваний (1815–1818 и 1823–1826 гг.) О. Е. Коцебу (племянник Крузенштерна), врач К. Эспенберг, астроном И. Горнер, натуралисты В. Тилезиус и Г. Лангсдорф.

Корабли «Нева» и «Надежда» прошли по следующему маршруту: Кронштадт – Англия – Канарские о-ва – Бразилия (о-в Св. Екатерины), оттуда через южноамериканский мыс Горн – в Океанию. Далее корабли разделились: «Надежда» Крузенштерна отправилась к Вашингтоновым о-вам (совр. Маркизские о-ва) на о-в Нукагива (совр. Нуку-Хива в архипелаге Маркизских островов в составе принадлежащей Франции Французской Полинезии), а «Нева» Лисянского – к о-ву Пасхи. Суда встретились вновь у о-ва Нукагива и отправились далее к Сандвичевым о-вам (совр. Гавайи). Затем «Надежда» Крузенштерна отбыла на Камчатку и далее в Японию, где простояла полгода, пока длилось посольство Н. Н. Резанова, а «Нева» направилась к о-ву Кадьяк у южного побережья Аляски, где пробыла 14 месяцев в ожидании «Надежды». Встретившись вновь, корабли отправились в Макао и Кантон, где попытка сбыть полученные на Аляске шкуры каланов, лисиц, песцов, медведей, а также моржовую кость удалась только частично и с трудом. Более того, китайский император не пожелал нарушить сухопутную торговлю через Кяхту и торговать с Россией по морскому пути, поэтому план наладить морское торговое сообщение между Русской Америкой и Кантоном оказался невыполнимым. Далее корабли проследовали через мыс Доброй Надежды к о-ву Св. Елены и наконец вернулись в Санкт-Петербург в августе 1806 г.

Очень интересен этнографический материал, которые собрали участники первой российской кругосветной экспедиции в Океании. В южной части Тихого океана для пополнения пресной воды и съестных припасов маршрут «Надежды» и «Невы» должен был пройти через о-в Пасхи и затем через о-в Нуку-Хива в северной группе Маркизских островов.

При выходе в Тихий океан через мыс Горн в марте 1804 г. из-за шторма корабли потеряли друг друга из вида. Предвидя подобную ситуацию, капитаны условились встретиться у о-ва Нуку-Хива. Ю. Ф. Лисянский успешно добрался до о-ва Пасхи, где обнаружил большие статуи моаи, которые сегодня являются главной достопримечательностью острова. При встрече с островитянами русские мореплаватели обратились к ним со словом «теео» – «друг», что сразу расположило местных жителей к чужестранцам, и общение представителей двух цивилизаций прошло успешно. Обе стороны отнеслись друг к другу очень тепло, состоялся обмен предметами быта, причем особенно востребованными у островитян оказались ножи. После того как запасы воды и продовольствия были пополнены, Ю. Ф. Лисянский направил «Неву» к о-ву Нуку-Хива, где его уже ждал Крузенштерн, который потерял время из-за непогоды и поэтому решил не заходить на о-в Пасхи, чтобы как можно быстрее доставить российское посольство в Японию, на чем настаивал посол Резанов.

Этнографическую ценность представляют подсчеты Лисянским численности населения о-ва Пасхи, которое, по его мнению, составляло 1,5 тыс. человек. Как известно, спустя 70 лет, к 1877 г., число жителей сократилось до 111 человек, а в 2010-е гг. коренные островитяне составляли менее половины от примерно 6 тыс. общего населения острова.

Когда «Нева» воссоединилась с «Надеждой» на о-ве Нуку-Хива, выяснилось, что на борту «Надежды» происходили ежедневные торги с островитянами: продукты питания обменивались на железные предметы, и здесь не раз бывал местный «король», которому более всего на корабле приглянулось зеркало: он мог смотреться в него часами.

Чтобы регламентировать время присутствия островитян на борту кораблей, капитаны периодически объявляли «табу» – запрет на посещение корабля в определенные часы. Табу – это повсеместная традиция ритуальных запретов в Океании, которая строго соблюдалась и влекла жестокое наказание за ее нарушение, вплоть до смерти.

И Крузенштерн, и Лисянский очень тепло отзывались о местных жителях, описывая их внешность, эмоции, нравы, быт и культуру. В частности, русских моряков восхитило искусство тату, в котором жителям Маркизских о-вов не было равных во всей Океании. Практически все участники экспедиции нанесли себе татуировки на тело, включая Крузенштерна, который навсегда запечатлел на руке имя своей жены на французском языке – «Julie» (Юлия).

Изображение острова Нуку-Хива. Копия рисунка из экспедиции. Автор: Иоганн Каспар Горнер, 1804 г. Хранится в Архиве Этнографического Института Цюрихского Университета, Швейцария.
Житель острова Нуку-Хива. Копии рисунков из экспедиции. Автор: Ермолай Левенштерн, начало XIX в. Хранится в Национальном Архиве Эстонии.

«Мостиком» к взаимопониманию с островитянами послужили два европейца, которые уже прожили на Нуку-Хиве около семи лет, – англичанин Эдвард Робертс и француз Жан-Батист Кабри, которые люто ненавидели друг друга, как бы повторяя вражду Англии и Франции в единичном масштабе. Оба они были женаты на родственницах местных вождей и вели такой же образ жизни, что и местные жители.

С французом Жан-Батистом Кабри произошла из ряда вон выходящая история: прощаясь с русскими моряками вечером на борту «Надежды», он изрядно напился и уснул, а когда проснулся и понял, что он все еще на корабле, «Надежда» была уже далеко от берегов Нуку-Хивы. Сам он утверждал, что Крузенштерн «украл» его – татуированного с ног до головы француза – как местный артефакт, хотя сам капитан, безусловно, отрицал это. Прибыв с экспедицией на Камчатку, француз вернулся на родину во Францию по суше через Сибирь и Санкт-Петербург.

От Маркизских о-вов корабли «Надежда» и «Нева» проследовали на Гавайи (в то время – Сандвичевы о-ва) и прибыли туда в июне 1804 г. Пополнив запасы еды, Крузенштерн отбыл на Камчатку всего через два дня, а Лисянский задержался на неделю, поскольку провизии еще не было достаточно для дальнего плавания к Алеутским островам.

Лисянский посетил место убийства английского капитана Джеймса Кука, который открыл Гавайи в 1778 г. и погиб в стычке с островитянами в 1779 г.

Набрав на Гавайях достаточное количество свиней – самого востребованного источника белка для экипажа – в обмен на ткани и парусину, Лисянский решил не заходить на о-в Оаху, где располагался флот местного гавайского короля, из-за вспышки там венерических заболеваний, и «Нева» отчалила от Гавайев, взяв курс на Алеутские о-ва.

Экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского внесла неоценимый вклад в развитие науки – картографии, гидрографии, климатологии, географии, океанографии, ботаники и др., а также этнографии: участниками экспедиции были сделаны уникальные описания народов Океании и собраны предметы культуры и быта островитян, хранящиеся сегодня в фондах Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

В ходе экспедиции были исправлены ошибки в предыдущих картах; обнаружены межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих географических объектов. Были проведены исследования температуры воды в разных частях Мирового океана, ее солености, течений, приливов и отливов, что в дальнейшем легло в основу океанографии, а наблюдения за погодой впоследствии внесли свой вклад в становление климатологии по данному региону. Была также выяснена причина свечения моря, которое, как оказалось, происходило в результате деятельности крошечных организмов. Во время путешествия были составлены чукотский и айнский словари. Посол России в Японии Н. Резанов создал первый русско-японский словарь объемом 5 тысяч слов. Были записаны слова и ноты музыкального произведения «Песнь людоеда» на о-ве Нуку-Хива, из которого следует, что каннибализм был – пусть даже в прошлом – частью культурной традиции жителей Океании. Труды И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, изданные по итогам экспедиции, были вскоре переведены на все основные западноевропейские языки. Позднее, в 1823–1826 гг., И. Ф. Крузенштерн издал самый точный для того времени «Атлас Южного моря» на основании карт, составленных им самим, а также его предшественниками – Дж. Куком, Ж.-Ф. де Лаперузом, Л. А. де Бугенвилем и последователями – О. Е. Коцебу, В. М. Головниным и др.

 

Литература

 

Крузенштерн И. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева»: По повелению е. и. в. Александра Первого. Под начальством флота кап.-лейт., ныне кап. 2-го ранга, Крузенштерна, Гос. адмиралтейского деп. и Имп. акад. наук члена. СПб.: Морская типография, 1809–1812. Ч. 1–3. http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/4877-kruzenshtern-i-f-puteshestvie-vokrug-sveta-v-1803-4-5-i-1806-gg-na-korablyah-nadezhda-i-neva-spb-1809-1812

Лисянский Ю. Ф. Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах. М., 1947. http://az.lib.ru/l/lisjanskij_j_f/text_0030.shtml

Федорова И. К. Восточная Полинезия: Эволюция татуировки // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. 2006. С. 193. https://docplayer.ru/39565870-Vostochnaya-polineziya-evolyuciya-tatuirovki.html